В школе даже самые интересные предметы все равно остаются для детей досадной необходимостью. А дополнительные занятия — это игра и смена деятельности. Ребенок может выбрать то, что ему действительно интересно, раскрыть свой потенциал и открыть новые таланты. В 2024-2025 учебном году в школе организованы следующие кружки и секции: Танцевальный кружок, Футбол, Лыжные гонки, Легкая атлетика, «Начально-военная подготовка», Отряд ЮИД, Правовой отряд, Хоровое пение, Шахматы, Каратэ, Занимательная математика, "Читаем, думаем, творим", "История в лицах".
Секции и кружки
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах страны, округа и района. Это создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворах домов. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают наши дети. Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий правонарушений. Донести правила и знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения в целях самосохранения - это основная задача учителя и кружка юных инспекторов движения.
Содержание военно-патриотического воспитания, определяемое его целью и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.
Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, военной и другим, связанным с ней, видами государственной службы. В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (и, прежде всего, практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других, связанных с ней, видов государственной службы. Поэтому патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся, поэтому оно должно включать в себя: духовно-нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам военной службы (начальную военную подготовку), военно-техническую и специальную подготовку детей и подростков.Программа математического кружка создана автором для занятий с учащимися 5-7 классов (дети с высокой учебной мотивацией). Данная программа рассчитана на 1 год (34 часа, из расчета 1 час в неделю).
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно-ориентированные,
адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем автономном обучении.
Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учета индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности. Представляет несомненную практическую ценность для учителей, работающих в инновационном режиме. Методические рекомендации, подобранные к некоторым занятиям, помогут педагогу подробнее понять смысл занятия.
Сегодняшнее общество нуждается в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, и потребность в этом будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Поэтому особо заметное место в развитие такой личности может сыграть декоративно-прикладное искусство и рисование, посредством которых в условиях образовательной программы лежит предметно-практическая деятельность, по своему направлению способная воздействовать на развитие интеллекта и психики ребенка. Программа является педагогически целесообразной, так как она составлена на основе современной и классической педагогики, она является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил.
Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Курс рассчитан на 34 часа. Цель курса «История в лицах» – расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности. Задачи курса: 1) способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества; 2) формировать устойчивый интерес к историческому прошлому; 3) создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории; 4) развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности; 5) формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию. Результаты программы:
В процессе изучения курса происходит формирование умений:
– анализ и сопоставление фактов;
– работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой;
– анализ документов;
– оформление сообщений и рефератов.
Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки:
– определять достоверность исторических фактов;
– устанавливать последовательность, синхронность исторических событий;
– сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности,
анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия;
– высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в
различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.
Методика работы предполагает в проведении курса следующие формы и приемы:
– лекции с последующим опросом;
– лекции с обсуждением документов;
– беседы;
– семинары;
– практические работы;
– «мозговой штурм»;
– викторины.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:
– умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;
– умение выдвинуть гипотезу;
– умение делать обобщения;
– умение систематизировать материал;
– умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);
– умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);
– умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план,
ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);
– умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
Программа учебного курса «Наглядная геометрия» составлена для обучающихся 6 класса общеобразовательной организации на основе учебного плана школы. Целью изучения пропедевтического курса геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся с помощью методов геометрической наглядности. Важнейшими направлениями курса являются геометрическое конструирование и моделирование. Задачи курса:
- умение проводить некоторые абстракции;
- ознакомление обучающихся с новой терминологией;
- восприятие материала с возможностью самостоятельного доказательства определенных утверждений;
- умение получать информацию по рисунку, чертежу, схеме и наоборот, передавать информацию на соответствующем рисунке, чертеже, а поэтому иметь графические навыки;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие и углубление пространственного и образного мышления;
- развитие «геометрической» зоркости, интуиции, воображения;
- привитие интереса учащимся к математике;
- углубление и расширение знаний обучающихся по математике;
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений обучающихся при решении текстовых задач;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- повышение математической культуры ученика;
- формирование у обучающихся первоначальных навыков работы с математической литературой с соответствующим составлением кратких текстов по арифметическим и логическим парадоксам;
- воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Программа курса рассчитана на 34 академических часа. Занятия проводятся один раз в неделю.