В школе даже самые интересные предметы все равно остаются для детей досадной необходимостью. А дополнительные занятия — это игра и смена деятельности. Ребенок может выбрать то, что ему действительно интересно, раскрыть свой потенциал и открыть новые таланты. В 2024-2025 учебном году в школе организованы следующие кружки и секции: Танцевальный кружок, Футбол, Лыжные гонки, Легкая атлетика, «Начально-военная подготовка», Отряд ЮИД, Правовой отряд, Хоровое пение, Шахматы, Каратэ, Занимательная математика, "Читаем, думаем, творим", "История в лицах".
Секции и кружки
Футбол – мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем физической культуры является привлечение как можно большего числа школьников к систематическим занятиям в различных секциях для повышения уровня физической подготовленности. Основой подготовки занимающихся в секции является не только технико-тактическая подготовка юных футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития школьников. Расширяется кругозор и интерес занимающихся к данному виду спорта. В занимающейся группе решаются определённые задачи: укрепление здоровья и закаливание организма; привитие интереса к систематическим занятиям футболом; обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол; освоение процесса игры в соответствии с правилами футбола; участие в соревнованиях по футболу; изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в футбол.
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоциональное равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем. Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи. Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. Танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у детей творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры.
Правовой отряд. Одним из условий развития демократического и правового государства является полноценное правовое воспитание будущих граждан страны. Гражданско-правовое воспитание молодежи позволяет обеспечить формирование правомерного поведения, устойчивого правосознания, повышение правовой культуры и воспитание высоких нравственных качеств личности. Правовой отряд – это добровольное объединение учащихся, основанное на интересе у детей к изучению права, к активному участию и организации различных мероприятий правовой тематики. В правовом отряде школьники на основе активных форм работы знакомятся с правами и обязанностями, ответственностью гражданина как участника конкретных правоотношений, основным законом – Конституцией РФ, способами защиты прав человека и гражданина в России, органами защиты прав человека, учатся проявлять привычки правового поведения в обществе: выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Шотокан каратэ-до» адресована обучающимся среднего и старшего возраста. Уровень усвоения – базовый (общекультурный). Направленность – физкультурно-спортивная. Срок реализации программы один год. Данная программа органично дополняет общеобразовательные знания, умения и навыки обучающихся в сфере физической культуры. Программа предназначена для формирования навыков самообороны обучающихся по направлению МЧС, соответствует возрастным особенностям, уровню их интеллекта, развивает личностные качества обучающихся. Учебно-методические материалы программы «Шотокан каратэ-до» стимулируют познавательную деятельность ребенка, помогают в изучении терминологии и освоении базовой техники, развивают коммуникативные умения, создают социокультурную среду общения, способствуют развитию творческих способностей личности, помогают творчески использовать жизненный опыт ребенка, стимулируют стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию и способствуют профессиональному самоопределению обучающихся. Цель программы – освоение обучающимися базовой техники каратэ-до начального уровня, формирование у них навыков безопасности жизнедеятельности. Задачи: Личностные • развивать навыки коллективной творческой деятельности; • формировать культуру общения и поведения в социуме; • развитие ответственного ценностного отношения к собственной жизни. Метапредметные • воспитывать чувство ответственности; • формировать у школьников активную жизненную позицию. Образовательные (предметные) • обучить базовой технике каратэ-до начального уровня; • развивать у обучающихся умений выполнять технику каратэ по боксерской лапе; • формировать у обучающихся навыков выполнения техники каратэ в паре с партнером. Планируемые результаты По итогам освоения программы у обучающихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия: Личностные • навыки коллективной творческой деятельности; • культура общения и поведения в социуме; • ответственное ценностное отношение к собственной жизни. Метапредметные • чувство ответственности; • активная жизненная позиция. Образовательные (предметные) • знания базовой техники каратэ-до начального уровня; • умения выполнять технику каратэ по боксерской лапе; • навыки выполнения техники каратэ в паре с партнером. Отличительные особенности: программа адаптирована под требования, предъявляемые к системе дополнительного образования, предполагает учет возможностей по материально-техническому оснащению и имеет ряд существенных особенностей таких, как: программный материал практических занятий представлен в форме тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств или комплекса качеств, на совершенствование спортивно-технического и тактического мастерства.
Никогда за всю историю общества движение не было столь необходимым человеку, как в наши дни. Исключительный интерес к этой проблеме определяется в первую очередь, тем, что возможности человеческого организмы огромны, а реализовать их не всегда удается. И наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья, как считают ученые, является именно занятия легкой атлетикой.
Легкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта, не зря называют "королевой спорта". Она имеет большое прикладное значение, ведь с ее помощью развиваются основные физические качества - выносливость, сила, скорость, гибкость, что широко применяются в повседневной жизни, в частности - в трудовой деятельности. Во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений. Все, кто занимаются легкой атлетикой, приобретают специальные знания относительно техники исполнения физических упражнений, основных функций человеческого организма, организации тренировочных занятий, режима личной гигиены, питания, работы и отдыха. Кроме этого, легкая атлетика имеет воспитательное значение, способствуя популяризации здорового образа жизни. Правильная организация и методика проведения занятий и соревнований положительно влияют на формирование личности человека, развитие ее моральных качеств (воли, целенаправленности, выдержки) и умственных способностей (самооценки собственных возможностей и тому подобное).
Легкоатлетические упражнения требуют от детей развития физических качеств, специфических антропометрических особенностей, высокой психической устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные способности в конкретных и разнохарактерных видах спортивных упражнений.